Митрополи́т Вениами́н (в миру — Фе́дченков Ива́н Афана́сьевич; 2 (14) сентября 1880 село Вяжки (Ильинка) Кирсановского уезда Тамбовской губернии — 4 октября 1961 Псково-Печерский монастырь) — епископ Русской Церкви; с 22 ноября 1933 года Экзарх Московской Патриархии в Америке, архиепископ (с 14 июля 1938 митрополит) Алеутский и Северо-Американский; с 1948 в СССР (управлял различными кафедрами); православный подвижник, миссионер, духовный писатель.
Семья
Изначально находится здесь, материал был собран моим хорошим другом - Дмитрием.Будущий митрополит родился в благочестивой православной семье.
Отец - Афанасий Иванович Федченков (1850—28.10.1918), родился в семье безземельных крепостных крестьян Ивана Ильича и Натальи в имении помещиков Баратынских в Смоленской губернии. В подростковом возрасте был, как хороший писец, отправлен Баратынскими в принадлежавшее им поместье в Тамбовской губернии, где в дальнейшем служил конторщиком.
Мать - Наталия Николаевна, урожденная Оржевская. Дочь диакона Николая Васильевича, отец которого (прадед владыки Вениамина) также был диаконом. Мать Наталии Николаевны, Надежда Васильевна - дочь диакона, служившего в приходе, соседнем с приходом о. Василия Оржевского.
Семья – отец, мать, шестеро детей и бабушка Надежда Васильевна - жила бедно, порой находясь на грани нищеты. Несмотря на материальные трудности, Владыка Вениамин впоследствии вспоминал детство, как один самых ярких и радостных периодов своей жизни. Обстановка в семье была доброжелательной. Стараниями родителей, в первую очередь – матери, доходившей до полного самоотречения, трое детей, в том числе Иван, получили высшее образование, трое других - среднее.
Отец - Афанасий Иванович Федченков (1850—28.10.1918), родился в семье безземельных крепостных крестьян Ивана Ильича и Натальи в имении помещиков Баратынских в Смоленской губернии. В подростковом возрасте был, как хороший писец, отправлен Баратынскими в принадлежавшее им поместье в Тамбовской губернии, где в дальнейшем служил конторщиком.
Мать - Наталия Николаевна, урожденная Оржевская. Дочь диакона Николая Васильевича, отец которого (прадед владыки Вениамина) также был диаконом. Мать Наталии Николаевны, Надежда Васильевна - дочь диакона, служившего в приходе, соседнем с приходом о. Василия Оржевского.
Семья – отец, мать, шестеро детей и бабушка Надежда Васильевна - жила бедно, порой находясь на грани нищеты. Несмотря на материальные трудности, Владыка Вениамин впоследствии вспоминал детство, как один самых ярких и радостных периодов своей жизни. Обстановка в семье была доброжелательной. Стараниями родителей, в первую очередь – матери, доходившей до полного самоотречения, трое детей, в том числе Иван, получили высшее образование, трое других - среднее.
Образование
Начальное образование Иван получил в семье, к шести годам умел читать, писать и считать. В земскую школу в соседнем селе был принят сразу во второй класс, закончил её в возрасте девяти лет. Так как школьники девяти лет не допускались к выпускным экзаменам, Иван Федченков еще год занимался индивидуально с преподавателем, а также помогал обучению других школьников. После получения свидетельства об окончании школы, в 1891 поступил в уездное училище г. Кирсанова. Не закончив последнего года обучения, в 1893 сдал экзамены в Духовное училище г. Тамбова. Богословское образование будущего митрополита продолжалось около 15 лет: Тамбовское духовное училище 1893-1897, Тамбовская Духовная Семинария 1897-1903, Санкт-Петербургская Духовная Академия 1903-1907 (должность ректора занимали архиепископ Сергий (Страгородский) и епископ Сергий (Тихомиров)).
Иноческий постриг и рукоположение
26 ноября 1907 пострижен в монашество с наречением имени Вениамин в честь св. мученика диакона Вениамина. Пострижение совершил духовник будущего митрополита, инспектор Академии архимандрит Феофан (Быстров).
3 декабря 1907 монах Вениамин рукоположен во иеродиаконы епископом Ямбургским Сергием (Тихомировым), занимавшим к тому времени должность ректора Санкт-Петербургской Духовной Академии.
10 декабря 1907 в Троицком соборе Александро-Невской Лавры рукоположен во иеромонахи митрополитом Антонием (Вадковским).
3 декабря 1907 монах Вениамин рукоположен во иеродиаконы епископом Ямбургским Сергием (Тихомировым), занимавшим к тому времени должность ректора Санкт-Петербургской Духовной Академии.
10 декабря 1907 в Троицком соборе Александро-Невской Лавры рукоположен во иеромонахи митрополитом Антонием (Вадковским).
Жизнь и служение до 1917 года
После окончания Академии в 1907, иеромонах Вениамин был оставлен профессорским стипендиатом по кафедре Библейской истории. Позднее был назначен личным секретарем архиепископа Финляндского и Выборгского Сергия (Страгородского), а также исполнял обязанности доцента Санкт-Петербургской Духовной академии по кафедре Пастырского богословия, Гомилетики и Аскетики.
В октябре 1911 иеромонах Вениамин назначен инспектором Санкт-Петербургской Духовной Семинарии.
21 декабря 1911 назначен на должность ректора Таврической Духовной Семинарии.
26 декабря 1911 архиепископом Сергием в Выборге возведен в сан архимандрита.
26 августа 1913 архимандрит Вениамин назначен ректором Тверской Духовной Семинарии.
В 1904-1908 гг. иеромонах Вениамин трижды встречался со св. прав. Иоанном Кронштадтским, при этом один раз сослужил ему на Литургии. Встречи с Иоанном Кронштадтским и, в первую очередь, его богослужения произвели глубочайшее впечатление на о. Вениамина. В течение всей последующей жизни митрополит Вениамин относился с большим почитанием к о. Иоанну, обращался к его наследию и посвятил ему ряд своих творений ("Отец Иоанн", "Подвиг преподобничества", "Отец Иоанн Кронштадтский" и др.).
В академические и последующие годы до революции о. Вениамин общался с множеством православных подвижников, в том числе почитаемым валаамским старцем Никитой, старцем Гефсиманского скита при Троице-Сергиевой Лавре иеромонахом Исидором (Козиным), преподобным Алексием (Соловьёвым) Зосимовским, преподобным Германом (Гомзиным) схиигуменом Зосимовским, преподобным Нектарием Оптинским и другими оптинскими старцами.
В октябре 1911 иеромонах Вениамин назначен инспектором Санкт-Петербургской Духовной Семинарии.
21 декабря 1911 назначен на должность ректора Таврической Духовной Семинарии.
26 декабря 1911 архиепископом Сергием в Выборге возведен в сан архимандрита.
26 августа 1913 архимандрит Вениамин назначен ректором Тверской Духовной Семинарии.
В 1904-1908 гг. иеромонах Вениамин трижды встречался со св. прав. Иоанном Кронштадтским, при этом один раз сослужил ему на Литургии. Встречи с Иоанном Кронштадтским и, в первую очередь, его богослужения произвели глубочайшее впечатление на о. Вениамина. В течение всей последующей жизни митрополит Вениамин относился с большим почитанием к о. Иоанну, обращался к его наследию и посвятил ему ряд своих творений ("Отец Иоанн", "Подвиг преподобничества", "Отец Иоанн Кронштадтский" и др.).
В академические и последующие годы до революции о. Вениамин общался с множеством православных подвижников, в том числе почитаемым валаамским старцем Никитой, старцем Гефсиманского скита при Троице-Сергиевой Лавре иеромонахом Исидором (Козиным), преподобным Алексием (Соловьёвым) Зосимовским, преподобным Германом (Гомзиным) схиигуменом Зосимовским, преподобным Нектарием Оптинским и другими оптинскими старцами.
1917—1920 годы. Белое движение.
Находясь в Твери, архимандрит Вениамин лично наблюдал события Февральской революции. Между февралём и октябрём 1917 о. Вениамин побывал в Петрограде, Москве, Севастополе. На Епархиальном съезде в Твери от курии "дьячков", т.е. церковнослужителей, был избран делегатом на Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг.
Принимал деятельное участие в Поместном Соборе, являясь сторонником восстановления Патриаршества. С группой соборян из крестьян выступил против увеличения числа поводов к церковному разводу.
Во время Октябрьской революции, находясь в Москве, о. Вениамин стал свидетелем трагедии, разыгравшейся в Кремле 28 октября ст.ст. Неизвестными лицами из пулемета с одной из кремлевских башен были расстреляны попавшие в плен к юнкерам солдаты 56-го запасного полка и охранявшие их юнкера.
Осенью 1917 постановлением преподавательской корпорации Таврической Духовной Семинарии по благословению архиепископа Таврического Димитрия (Абашидзе) повторно занял пост ректора Семинарии (до 1919).
В 1918 архимандрит Вениамин участвовал во Всеукраинском Церковном Соборе в Киеве, будучи избранным от Таврической епархии по трем куриям: преподавателей духовных учебных заведений, монастырей и как назначенный заместителем епархиального архиерея на случай отсутствия последнего. Несмотря на оказываемое на участников Собора националистическими кругами давление, включая угрозы физической расправы, Собор отверг идею автокефалии Православной Церкви на Украине. Благодаря твердой позиции большинства мирян и священнослужителей, в том числе о. Вениамина, выступавшего на Соборе и принимавшего участие в разработке его постановлений, Собор утвердил каноническое единство с Патриархом Московским и всея России и автономный статус Православной Церкви на Украине в составе Православной Российской Церкви. Принятое Всеукраинским Церковным Собором "Положение о временном Высшем Церковном Управлении Православной Церкви на Украине" было в сентябре 1918 одобрено с внесением ряда уточнений Всероссийским Поместным Собором в Москве.
10 (по другим данным - 19) февраля 1919 ст. ст. в кафедральном Покровском соборе г. Симферополя хиротонисан во епископа Севастопольского. Хиротонию совершил архиепископ Димитрий (Абашидзе), которому сослужили, среди других лиц, епископы Челябинский и Троицкий Гавриил (Чепур), Мстиславский Варлаам (Ряшенцев), Камчатский Нестор (Анисимов).
Участвовал в возрождении существовавшего в Крыму с 1910-х годов Религиозно-философского общества, деятельность которого со временем прекратилась. Епископ Вениамин провел в качестве председателя 4/17 марта 1919 первое заседание Таврического православного религиозно-философского кружка (возобновленного общества), в дальнейшем неоднократно выступал на заседаниях кружка с докладами.
После восстановления советской власти в Крыму Владыка был арестован в июне 1919 и содержался в камере Севастопольской ЧК. Формальным предлогом к аресту послужила обнаруженная у епископа Вениамина фотография умершего от сыпного тифа офицера, личного друга Владыки. После 8 дней ареста и допроса епископ Вениамин был освобожден из заключения. После оставления Крыма Красной армией двое сотрудников Севастопольской ЧК, в том числе сотрудник, проводивший допрос Владыки, были арестованы и приговорены к смертной казни. Получив от них письмо с просьбой о заступничестве, епископ Вениамин сумел добиться у коменданта Севастополя генерала Владимира Субботина отмены смертной казни. В дальнейшем Владыка неоднократно обращался к генералу Петру Врангелю с просьбами о помиловании, пока не был издан специальный указ, запрещающий подобные обращения.
Вскоре после занятия белыми Крыма Владыка по собственной инициативе объявил о присоединении к Белому движению.
22 марта (ст. ст.) 1920, получив предложение стать Главнокомандующим Вооружёнными силами Юга России (ВСЮР), генерал Пётр Врангель прибыл в архиерейский дом к епископу Вениамину и присутствовавшему там архиепископу Полтавскому Феофану (Быстрову). Генерал обратился с просьбой высказать мнение, следует ли ему принимать командование. Оба архиерея дали положительный ответ, после чего Врангель принял предложение и был избран Главнокомандующим.
В конце марта - начале апреля 1920 Владыка принял предложение П.Н. Врангеля возглавить военное духовенство ВСЮР (с 11.05.1920 - Русской Армии) и был назначен Епископом армии и флота. Таким образом, епископ Вениамин стал первым более, чем за 200 лет, и единственным за время Гражданской войны архиереем, официально возглавившим русское воинское духовенство.
По инициативе епископа Вениамина был подготовлен и предварительно одобрен Врангелем проект указа о запрещении матерной брани в войсках. Однако, главнокомандующий так и не утвердил его по причине недовольства подобной мерой высшего офицерского состава Русской Армии.
Владыка Вениамин неоднократно выезжал на фронт, в том числе – на передовую, бывал под обстрелом противника.
Под руководством епископа Вениамина издавалась газета «Святая Русь» (редактор – профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии священник Нил Мальков).
Проводил работу по оказанию помощи беженцам-священнослужителям и членам их семей.
Участвовал в обсуждении готовившегося по указанию П.Н. Врангеля земельного закона, поддерживая позицию главнокомандующего по аграрному вопросу.
Постановлением ВВЦУ, в которое входил епископ Вениамин, от 17.07.1920 ст.ст. на всей территории, контролируемой войсками генерала Врангеля, были назначены дни покаяния – 12, 13 и 14 сентября ст. ст. 1920. В эти дни верующим предписывалось говение и исповедь, в храмах совершались Литургии с Литией по убиенным и в смуте погибшим, панихиды, молебны Божией Матери, молебны с покаянным каноном Спасителю, чин воздвижения Св. Креста. В церквах зачитывалось подготовленное протоиереем Сергием Булгаковым и одобренное ВВЦУ Послание к православному русскому народу с призывом к покаянию и осознанию духовной составляющей происходящих событий и явлений народной жизни: гонений на Православную Церковь, отступничества и безразличия к судьбе православных святынь, убийства Николая II и его семьи, братоубийственной войны, жажды лёгкого обогащения. Подписали Послание к православному русскому народу архиепископ Димитрий (Абашидзе), архиепископ Феофан (Быстров) и епископ Вениамин (Федченков). Протоиереем Сергием Булгаковым также было подготовлено одобренное ВВЦУ Воззвание к православным русским воинам, в Красной армии находящимся, распространявшееся различными путями, в том числе с аэропланов. В день покаяния 14 сентября по просьбе ВВЦУ и П.Н. Врангеля в Севастополь с Балкан была доставлена чудотворная Курская-Коренная икона Божией Матери. В дальнейшем икона побывала в других городах Крыма. Владыка Вениамин в собственном вагоне возил её на фронт.
В ноябре 1920 епископ Вениамин на броненосце «Алексеев» вместе с остатками Русской Армии и гражданскими беженцами эвакуировался из Крыма.
Принимал деятельное участие в Поместном Соборе, являясь сторонником восстановления Патриаршества. С группой соборян из крестьян выступил против увеличения числа поводов к церковному разводу.
Во время Октябрьской революции, находясь в Москве, о. Вениамин стал свидетелем трагедии, разыгравшейся в Кремле 28 октября ст.ст. Неизвестными лицами из пулемета с одной из кремлевских башен были расстреляны попавшие в плен к юнкерам солдаты 56-го запасного полка и охранявшие их юнкера.
Осенью 1917 постановлением преподавательской корпорации Таврической Духовной Семинарии по благословению архиепископа Таврического Димитрия (Абашидзе) повторно занял пост ректора Семинарии (до 1919).
В 1918 архимандрит Вениамин участвовал во Всеукраинском Церковном Соборе в Киеве, будучи избранным от Таврической епархии по трем куриям: преподавателей духовных учебных заведений, монастырей и как назначенный заместителем епархиального архиерея на случай отсутствия последнего. Несмотря на оказываемое на участников Собора националистическими кругами давление, включая угрозы физической расправы, Собор отверг идею автокефалии Православной Церкви на Украине. Благодаря твердой позиции большинства мирян и священнослужителей, в том числе о. Вениамина, выступавшего на Соборе и принимавшего участие в разработке его постановлений, Собор утвердил каноническое единство с Патриархом Московским и всея России и автономный статус Православной Церкви на Украине в составе Православной Российской Церкви. Принятое Всеукраинским Церковным Собором "Положение о временном Высшем Церковном Управлении Православной Церкви на Украине" было в сентябре 1918 одобрено с внесением ряда уточнений Всероссийским Поместным Собором в Москве.
10 (по другим данным - 19) февраля 1919 ст. ст. в кафедральном Покровском соборе г. Симферополя хиротонисан во епископа Севастопольского. Хиротонию совершил архиепископ Димитрий (Абашидзе), которому сослужили, среди других лиц, епископы Челябинский и Троицкий Гавриил (Чепур), Мстиславский Варлаам (Ряшенцев), Камчатский Нестор (Анисимов).
Участвовал в возрождении существовавшего в Крыму с 1910-х годов Религиозно-философского общества, деятельность которого со временем прекратилась. Епископ Вениамин провел в качестве председателя 4/17 марта 1919 первое заседание Таврического православного религиозно-философского кружка (возобновленного общества), в дальнейшем неоднократно выступал на заседаниях кружка с докладами.
После восстановления советской власти в Крыму Владыка был арестован в июне 1919 и содержался в камере Севастопольской ЧК. Формальным предлогом к аресту послужила обнаруженная у епископа Вениамина фотография умершего от сыпного тифа офицера, личного друга Владыки. После 8 дней ареста и допроса епископ Вениамин был освобожден из заключения. После оставления Крыма Красной армией двое сотрудников Севастопольской ЧК, в том числе сотрудник, проводивший допрос Владыки, были арестованы и приговорены к смертной казни. Получив от них письмо с просьбой о заступничестве, епископ Вениамин сумел добиться у коменданта Севастополя генерала Владимира Субботина отмены смертной казни. В дальнейшем Владыка неоднократно обращался к генералу Петру Врангелю с просьбами о помиловании, пока не был издан специальный указ, запрещающий подобные обращения.
Вскоре после занятия белыми Крыма Владыка по собственной инициативе объявил о присоединении к Белому движению.
22 марта (ст. ст.) 1920, получив предложение стать Главнокомандующим Вооружёнными силами Юга России (ВСЮР), генерал Пётр Врангель прибыл в архиерейский дом к епископу Вениамину и присутствовавшему там архиепископу Полтавскому Феофану (Быстрову). Генерал обратился с просьбой высказать мнение, следует ли ему принимать командование. Оба архиерея дали положительный ответ, после чего Врангель принял предложение и был избран Главнокомандующим.
В конце марта - начале апреля 1920 Владыка принял предложение П.Н. Врангеля возглавить военное духовенство ВСЮР (с 11.05.1920 - Русской Армии) и был назначен Епископом армии и флота. Таким образом, епископ Вениамин стал первым более, чем за 200 лет, и единственным за время Гражданской войны архиереем, официально возглавившим русское воинское духовенство.
Для Церкви и белые, и красные, если только они верующие, одинаково приемлемые, а следовательно, я, работая с белыми, не ухожу от народа.После Пасхи (29 марта 1920 ст.ст.) первый раз выехал на фронт для более близкого знакомства с войсками. Увиденное моральное состояние войск Владыка определил как «разложение духа». В докладах Временному Высшему Церковному Управлению на Юго-Востоке России (ВВЦУ) и П.Н. Врангелю после возвращения в Севастополь епископ Вениамин так высказался о белых войсках: «Наша армия героична, но она некрещеная!» [1]
— Проповедь епископа Вениамина с крыльца Александро-Невского храма, г. Севастополь, 1920 г.
По инициативе епископа Вениамина был подготовлен и предварительно одобрен Врангелем проект указа о запрещении матерной брани в войсках. Однако, главнокомандующий так и не утвердил его по причине недовольства подобной мерой высшего офицерского состава Русской Армии.
Владыка Вениамин неоднократно выезжал на фронт, в том числе – на передовую, бывал под обстрелом противника.
Под руководством епископа Вениамина издавалась газета «Святая Русь» (редактор – профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии священник Нил Мальков).
Проводил работу по оказанию помощи беженцам-священнослужителям и членам их семей.
Участвовал в обсуждении готовившегося по указанию П.Н. Врангеля земельного закона, поддерживая позицию главнокомандующего по аграрному вопросу.
Постановлением ВВЦУ, в которое входил епископ Вениамин, от 17.07.1920 ст.ст. на всей территории, контролируемой войсками генерала Врангеля, были назначены дни покаяния – 12, 13 и 14 сентября ст. ст. 1920. В эти дни верующим предписывалось говение и исповедь, в храмах совершались Литургии с Литией по убиенным и в смуте погибшим, панихиды, молебны Божией Матери, молебны с покаянным каноном Спасителю, чин воздвижения Св. Креста. В церквах зачитывалось подготовленное протоиереем Сергием Булгаковым и одобренное ВВЦУ Послание к православному русскому народу с призывом к покаянию и осознанию духовной составляющей происходящих событий и явлений народной жизни: гонений на Православную Церковь, отступничества и безразличия к судьбе православных святынь, убийства Николая II и его семьи, братоубийственной войны, жажды лёгкого обогащения. Подписали Послание к православному русскому народу архиепископ Димитрий (Абашидзе), архиепископ Феофан (Быстров) и епископ Вениамин (Федченков). Протоиереем Сергием Булгаковым также было подготовлено одобренное ВВЦУ Воззвание к православным русским воинам, в Красной армии находящимся, распространявшееся различными путями, в том числе с аэропланов. В день покаяния 14 сентября по просьбе ВВЦУ и П.Н. Врангеля в Севастополь с Балкан была доставлена чудотворная Курская-Коренная икона Божией Матери. В дальнейшем икона побывала в других городах Крыма. Владыка Вениамин в собственном вагоне возил её на фронт.
В ноябре 1920 епископ Вениамин на броненосце «Алексеев» вместе с остатками Русской Армии и гражданскими беженцами эвакуировался из Крыма.
Эмиграция
За годы вынужденной эмиграции владыка Вениамин посетил Турцию, Грецию, Болгарию, Югославию, Австрию, Венгрию, Чехословакию, Германию, Францию, Великобританию, Швейцарию, США и Канаду.
После прибытия беженцев в Константинополь епископу Вениамину вместе с его канцелярией (4 человека) была предоставлена небольшая комната на подворье одного из афонских монастырей.
Владыка вошел в созданный генералом Врангелем «Русский Совет».
Епископ Вениамин явился одним из главных сторонников организации самостоятельной церковной жизни русских приходов и вошел, наряду с митр. Антонием (Храповицким), митр. Платоном (Рождественским), архиеп. Анастасием (Грибановским) и архиеп. Феофаном (Быстровым), в Высшее Русское Церковное Управление за границей (ВРЦУ), образованное 19 ноября 1920. ВРЦУ установило отношения с Константинопольской Патриархией, которая (томос от 22.12.1920 за № 9084) признала за оказавшейся на её канонической территории частью Русской Церкви право внутреннего самоуправления.
На одном из заседаний ВРЦУ, вопреки намеченному регламенту, председательствующим митр. Антонием был единолично снят с повестки подготовленный по поручению ВРЦУ митр. Платоном доклад об отношении к инославным христианам; епископ Вениамин заявил протест, что вызвало резкое неприятие митр. Антония.
После прибытия беженцев в Константинополь епископу Вениамину вместе с его канцелярией (4 человека) была предоставлена небольшая комната на подворье одного из афонских монастырей.
Владыка вошел в созданный генералом Врангелем «Русский Совет».
Епископ Вениамин явился одним из главных сторонников организации самостоятельной церковной жизни русских приходов и вошел, наряду с митр. Антонием (Храповицким), митр. Платоном (Рождественским), архиеп. Анастасием (Грибановским) и архиеп. Феофаном (Быстровым), в Высшее Русское Церковное Управление за границей (ВРЦУ), образованное 19 ноября 1920. ВРЦУ установило отношения с Константинопольской Патриархией, которая (томос от 22.12.1920 за № 9084) признала за оказавшейся на её канонической территории частью Русской Церкви право внутреннего самоуправления.
На одном из заседаний ВРЦУ, вопреки намеченному регламенту, председательствующим митр. Антонием был единолично снят с повестки подготовленный по поручению ВРЦУ митр. Платоном доклад об отношении к инославным христианам; епископ Вениамин заявил протест, что вызвало резкое неприятие митр. Антония.
Русский Всезаграничный Церковный Собор в Сремских Карловцах
Постановлением ВРЦУ епископ Вениамин был назначен председателем комиссии по подготовке Всезарубежного Церковного Собора. Комиссией был подготовлен план проведения Собора и разослан в места проживания русских беженцев.
Под руководством епископа Вениамина прошло собрание православного духовенства и мирян в Константинополе, на котором были выработаны предложения для предстоящего Собора. В частности, был предложен трёхступенчатый порядок принятия решений Собором (общее голосование, обсуждение средним духовенством, обсуждение архиереями) вместо предполагавшегося двухступенчатого (общее голосование, обсуждение архиереями). Владыкой были пресечены попытки политических деятелей, участвовавших в собрании, превратить его в трибуну для принятия политических резолюций.
На Русском Всезаграничном Церковном Соборе 21.11-02.12.1921 (см. статью Русская православная церковь за рубежом) в Сремских Карловцах, Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев, предложенный собранием мирян и духовенства в Константинополе порядок принятия решения был отклонен политиками и другими делегатами крайне правых убеждений, составлявшими большинство мирян на Соборе, при последующем согласии с ними большинства архиереев.
На Соборе епископ Вениамин последовательно выступал с церковных позиций, против превращения Собора в политическое мероприятие. Владыка выступил в защиту Михаила Родзянко, которого требовали удалить с Собора правые делегаты. Выступил против использования панихиды по семье Николая II в политических целях. Под руководством епископа Вениамина были подготовлены приветственное обращение к Русской Армии генерала Врангеля и «Основные тезисы обличения лжеучений социализма».
При обсуждении послания «Чадам Русской Православной Церкви в рассеянии и изгнании сущим», в котором содержался призыв к восстановлению в России монархии Романовых, епископ Вениамин выступал против послания, как политического и представляющего потенциальную угрозу для Церкви в России. Монархисты Н. Е. Марков и Т. В. Локоть безрезультатно пытались привлечь епископа Вениамина на свою сторону. Он подписал, в числе 34 делегатов, заявление о невозможности принятия церковным Собором документа политического содержания.
После этих событий епископ Вениамин, оставаясь Епископом армии и флота, удалился в 1922-м году в монастырь Петковица (назван в честь мц. Параскевы-Пятницы) близ города Шабац в Сербии. За время проживания в монастыре, владыка собрал более 20 человек братии, наладил монастырскую жизнь и лично живописал серафимов на стене главного храма обители.
Под руководством епископа Вениамина прошло собрание православного духовенства и мирян в Константинополе, на котором были выработаны предложения для предстоящего Собора. В частности, был предложен трёхступенчатый порядок принятия решений Собором (общее голосование, обсуждение средним духовенством, обсуждение архиереями) вместо предполагавшегося двухступенчатого (общее голосование, обсуждение архиереями). Владыкой были пресечены попытки политических деятелей, участвовавших в собрании, превратить его в трибуну для принятия политических резолюций.
На Русском Всезаграничном Церковном Соборе 21.11-02.12.1921 (см. статью Русская православная церковь за рубежом) в Сремских Карловцах, Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев, предложенный собранием мирян и духовенства в Константинополе порядок принятия решения был отклонен политиками и другими делегатами крайне правых убеждений, составлявшими большинство мирян на Соборе, при последующем согласии с ними большинства архиереев.
На Соборе епископ Вениамин последовательно выступал с церковных позиций, против превращения Собора в политическое мероприятие. Владыка выступил в защиту Михаила Родзянко, которого требовали удалить с Собора правые делегаты. Выступил против использования панихиды по семье Николая II в политических целях. Под руководством епископа Вениамина были подготовлены приветственное обращение к Русской Армии генерала Врангеля и «Основные тезисы обличения лжеучений социализма».
При обсуждении послания «Чадам Русской Православной Церкви в рассеянии и изгнании сущим», в котором содержался призыв к восстановлению в России монархии Романовых, епископ Вениамин выступал против послания, как политического и представляющего потенциальную угрозу для Церкви в России. Монархисты Н. Е. Марков и Т. В. Локоть безрезультатно пытались привлечь епископа Вениамина на свою сторону. Он подписал, в числе 34 делегатов, заявление о невозможности принятия церковным Собором документа политического содержания.
Перед концом, по предложению члена Собора Н-ва, мне, как главному инициатору и организатору Собора, пропели многолетие... Но я глубоко раскаивался, что создавал его... Конечно, самая идея была совершенно правильна и необходима, но ее испортили политические страсти людей.После получения в Сремских Карловцах Указа Патриарха Тихона и соединенного присутствия Священного синода и Высшего Церковного совета (№ 347 от 05.05.1922) об упразднении ВРЦУ епископ Вениамин, единственный из находившихся за границей и входивших в ВРЦУ архиереев, принял указ к исполнению. В связи с отказом ВРЦУ и лично митр. Антония (Храповицкого) подчиниться Указу Патриарха, подал митр. Антонию письменный протест. Кроме того, владыка Вениамин отказался поддержать «секретные постановления» архиереев о том, чтобы не принимать распоряжений Патриарха, если архиереям они «покажутся несвободными», а также о поддержке великого князя Николая Николаевича (в противовес генералу Врангелю).
— Митрополит Вениамин (Федченков). «На рубеже двух эпох».
После этих событий епископ Вениамин, оставаясь Епископом армии и флота, удалился в 1922-м году в монастырь Петковица (назван в честь мц. Параскевы-Пятницы) близ города Шабац в Сербии. За время проживания в монастыре, владыка собрал более 20 человек братии, наладил монастырскую жизнь и лично живописал серафимов на стене главного храма обители.
Миссионерская деятельность в Карпатской Руси
В 1923 года архиепископ Пражский и всея Чехословакии Савватий (Врабец) пригласил владыку Вениамина для помощи в миссионерской деятельности и окормлении православных приходов Карпатской Руси. Владыка Вениамин ушел с поста Епископа армии и флота и осенью 1923 стал викарием архиепископа Савватия в Карпатской Руси.
Епископ Вениамин участвовал в Первой русской студенческой христианской конференции в Пшерове 1-8.10.1923, положившей начало православному Русскому Студенческому Христианскому Движению (РСХД),
Миссионерская деятельность Владыки в Закарпатье продолжалась около восьми месяцев, за это время число приходов Константинопольской Патриархии увеличилось с 21 до 42.
В поездках по Карпатской Руси неоднократно, ввиду отсутствия православных храмов, устраивал богослужения на открытом воздухе, в том числе – зимой на снегу.
Проживал у местных жителей в г. Мукачеве. После того, как у Владыки закончились средства, пищу ему и хозяевам дома носила жена православного священника, служившего в одном из сёл Мукачевского округа.
Наблюдая положение карпатороссов, Владыка написал через губернатора округа доклад, адресованный правительству Чехословакии, о дискриминации русского населения в Закарпатье.
Деятельность епископа Вениамина в Карпатской Руси встречала препятствия со стороны чехословацких спецслужб, в частности, ему запрещалось посещать села. Кроме того, дом в Мукачеве, где он проживал, был подвергнут обыску. Несмотря на запреты и оказываемое давление, владыка продолжал миссионерскую деятельность до мая 1924.
В мае 1924, несмотря на протесты духовенства, епископ Вениамин был выдворен из Чехословакии. Причиной послужило требование Королевства СХС, связанное с наличием в Закарпатье приходов Сербской Православной Церкви и возможностью возникновения осложнений в отношениях между Королевством СХС и Чехословакией.
После высылки из Чехословакии, епископ Вениамин вернулся в Сербию и вновь поселился в монастыре Петковица. Осенью 1924 был назначен законоучителем и духовником в Донской кадетский корпус в г. Билеча, где пользовался большой любовью воспитанников[4].
Несмотря на давление руководства корпуса, Владыка отказался совершать церковное поминовение А.М. Каледина, как самоубийцы, в годовщину его смерти 11.02.1925, чем спас от суицида одного из преподавателей корпуса.
Епископ Вениамин участвовал в Первой русской студенческой христианской конференции в Пшерове 1-8.10.1923, положившей начало православному Русскому Студенческому Христианскому Движению (РСХД),
Миссионерская деятельность Владыки в Закарпатье продолжалась около восьми месяцев, за это время число приходов Константинопольской Патриархии увеличилось с 21 до 42.
В поездках по Карпатской Руси неоднократно, ввиду отсутствия православных храмов, устраивал богослужения на открытом воздухе, в том числе – зимой на снегу.
Проживал у местных жителей в г. Мукачеве. После того, как у Владыки закончились средства, пищу ему и хозяевам дома носила жена православного священника, служившего в одном из сёл Мукачевского округа.
Наблюдая положение карпатороссов, Владыка написал через губернатора округа доклад, адресованный правительству Чехословакии, о дискриминации русского населения в Закарпатье.
Деятельность епископа Вениамина в Карпатской Руси встречала препятствия со стороны чехословацких спецслужб, в частности, ему запрещалось посещать села. Кроме того, дом в Мукачеве, где он проживал, был подвергнут обыску. Несмотря на запреты и оказываемое давление, владыка продолжал миссионерскую деятельность до мая 1924.
В мае 1924, несмотря на протесты духовенства, епископ Вениамин был выдворен из Чехословакии. Причиной послужило требование Королевства СХС, связанное с наличием в Закарпатье приходов Сербской Православной Церкви и возможностью возникновения осложнений в отношениях между Королевством СХС и Чехословакией.
После высылки из Чехословакии, епископ Вениамин вернулся в Сербию и вновь поселился в монастыре Петковица. Осенью 1924 был назначен законоучителем и духовником в Донской кадетский корпус в г. Билеча, где пользовался большой любовью воспитанников[4].
Несмотря на давление руководства корпуса, Владыка отказался совершать церковное поминовение А.М. Каледина, как самоубийцы, в годовщину его смерти 11.02.1925, чем спас от суицида одного из преподавателей корпуса.
Свято-Сергиевский институт в Париже
Летом 1925 епископ Вениамин, по приглашению м-та Евлогия (Георгиевского), приехал в Париж; исполнял обязанности инспектора в Православном богословском институте прп. Сергия Радонежского. Преподавал пастырское богословие, литургику, сектоведение, славянский язык и Священное Писание Ветхого Завета.
В июне-июле 1925 посетил Великобританию в связи с празднованием 1600-летия Первого Вселенского Собора.
Был приглашён на Зарубежный съезд части русской эмиграции (4-11.04.1926, Париж), но отказался от участия, считая его проведение бесполезным и надуманным.
В 1926 принял решение о возвращении в Россию. С согласия митрополита Евлогия, обратился в советское торгпредство в Париже с запросом. При этом на требование советской стороны осудить Белое движение Владыка ответил отказом, заявив, что лишь согласен признать советскую власть. Из Москвы был получен положительный ответ и указание выдать епископу Вениамину визу для въезда в СССР. За несколько часов до намеченного оформления документов на въезд, владыка Вениамин получил срочное письмо от митрополита Евлогия, в котором последний умолял его не ехать в СССР, поскольку, по мнению митр. Евлогия, этот поступок мог иметь непредсказуемые последствия в среде белоэмигрантов. Епископ Вениамин отказался от возвращения, о чем в дальнейшем, по его словам, сожалел.
В конце 1926 выехал в Королевство СХС. Находясь в г. Бела Црква, был назначен законоучителем Крымского кадетского корпуса, начальником Богословско-пастырских курсов и стал настоятелем в русском приходе. 21 февраля ст. ст. 1927 рукоположил в иеромонахи будущего архиепископа Иоанна (Шаховского).
Летом 1927 епископ Вениамин третий раз удалился в монастырь Петковица.
В июне-июле 1925 посетил Великобританию в связи с празднованием 1600-летия Первого Вселенского Собора.
Был приглашён на Зарубежный съезд части русской эмиграции (4-11.04.1926, Париж), но отказался от участия, считая его проведение бесполезным и надуманным.
В 1926 принял решение о возвращении в Россию. С согласия митрополита Евлогия, обратился в советское торгпредство в Париже с запросом. При этом на требование советской стороны осудить Белое движение Владыка ответил отказом, заявив, что лишь согласен признать советскую власть. Из Москвы был получен положительный ответ и указание выдать епископу Вениамину визу для въезда в СССР. За несколько часов до намеченного оформления документов на въезд, владыка Вениамин получил срочное письмо от митрополита Евлогия, в котором последний умолял его не ехать в СССР, поскольку, по мнению митр. Евлогия, этот поступок мог иметь непредсказуемые последствия в среде белоэмигрантов. Епископ Вениамин отказался от возвращения, о чем в дальнейшем, по его словам, сожалел.
В конце 1926 выехал в Королевство СХС. Находясь в г. Бела Црква, был назначен законоучителем Крымского кадетского корпуса, начальником Богословско-пастырских курсов и стал настоятелем в русском приходе. 21 февраля ст. ст. 1927 рукоположил в иеромонахи будущего архиепископа Иоанна (Шаховского).
Летом 1927 епископ Вениамин третий раз удалился в монастырь Петковица.
«Декларация» митрополита Сергия
Находясь в Петковице получил известие о Послании Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Временного при нем Патриаршего Священного Синода Православным Архипастырям, Пастырям и пасомым Московского Патриархата (так называемая «Декларация митрополита Сергия»); кроме того, направленный митр. Евлогию за две недели до издания «Декларации» указ митрополита Сергия (Страгородского) №93 предлагал ему и через его посредство всему заграничному духовенству дать подписку о лояльности советскому правительству. Отказавшиеся дать такую подписку подлежали увольнению из клира Московского Патриархата.
С целью решения для себя вопроса о присоединении или неприсоединении к «Декларации» отслужил с 15 сентября по 24 октября 1927 сорок литургий, записав свои сомнения, размышления и выводы в дневник, известный как «Святый Сорокоуст».
В ноябре 1927 епископ Вениамин присоединился к «Декларации» (наряду с митр. Евлогием, который, однако, сопроводил свою подписку существенными оговорками) , направив соответствующее послание митр. Сергию (Страгородскому). По просьбе епископа Вениамина митр. Сергий разрешил ему увольнение на покой в скит св. Саввы Сербского близ сербского монастыря Студеница.
С целью решения для себя вопроса о присоединении или неприсоединении к «Декларации» отслужил с 15 сентября по 24 октября 1927 сорок литургий, записав свои сомнения, размышления и выводы в дневник, известный как «Святый Сорокоуст».
В ноябре 1927 епископ Вениамин присоединился к «Декларации» (наряду с митр. Евлогием, который, однако, сопроводил свою подписку существенными оговорками) , направив соответствующее послание митр. Сергию (Страгородскому). По просьбе епископа Вениамина митр. Сергий разрешил ему увольнение на покой в скит св. Саввы Сербского близ сербского монастыря Студеница.
Верность Московской Патриархии
В 1929 в четвёртый раз поселился в Петковице, став настоятелем монастыря.
Осенью 1929 по приглашению митр. Евлогия вернулся в Свято-Сергиевский Православный богословский институт, вновь заняв должность инспектора и преподавателя.
После перехода в феврале 1931 митр. Евлогия с большей частью паствы в юрисдикцию Константинопольского Патриархата, епископ Вениамин остался верным московскому Патриаршему Синоду (вновь оказавшись единственным русским архиереем в Западной Европе, занявшим такую позицию) и был вынужден покинуть Свято-Сергиевский институт.
Осенью 1929 по приглашению митр. Евлогия вернулся в Свято-Сергиевский Православный богословский институт, вновь заняв должность инспектора и преподавателя.
После перехода в феврале 1931 митр. Евлогия с большей частью паствы в юрисдикцию Константинопольского Патриархата, епископ Вениамин остался верным московскому Патриаршему Синоду (вновь оказавшись единственным русским архиереем в Западной Европе, занявшим такую позицию) и был вынужден покинуть Свято-Сергиевский институт.
Трёхствятительское подворье в Париже
В марте 1931 вместе с небольшой группой эмигрантов, оставшихся верными Московскому Патриархату, епископ Вениамин провёл епархиальное собрание, на котором было принято решение о создании прихода в честь трёх Вселенских святителей (Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста) и Тихона Задонского. На rue Pétel, 5 был арендован гараж, в его подвале устроен храм. Освящение и первое богослужение было совершено на Пасху 1931. Храм получил статус патриаршего подворья и стал известен как Трёхствятительское Подворье (Московского Патриархата). На верхнем этаже была устроена типография во имя отца Иоанна Кронштадтского. Клирики храма, включая епископа Вениамина, существовали исключительно на скудные пожертвования прихожан (как деньгами, так и продуктами питания).
В 1931-1933 владыка Вениамин – настоятель Трёхсвятительского Подворья.
Стараниями владыки к январю 1932 удалось собрать средства на приобретение у продавца антиквариата Иверской-Парижской иконы Божией Матери (по всей вероятности - «выносной» список с Иверской иконы второй половины XVIII века.).
19 апреля 1932 возведен в сан архиепископа.
В 1931-1933 владыка Вениамин – настоятель Трёхсвятительского Подворья.
Стараниями владыки к январю 1932 удалось собрать средства на приобретение у продавца антиквариата Иверской-Парижской иконы Божией Матери (по всей вероятности - «выносной» список с Иверской иконы второй половины XVIII века.).
19 апреля 1932 возведен в сан архиепископа.
Экзарх Русской Церкви в США
В мае 1933 года, по благословению митр. Сергия, прибыл в Нью-Йорк для чтения лекций о православии, а также для выяснения позиции митрополита Платона (Рождественского) по отношению к Московской Патриархии. Митр. Платон, формально отстраненный от управления Северо-Американскими приходами за неканоничные действия патриархом Тихоном в 1924 году, но возглавлявший фактически независимый от какой-либо юрисдикции Митрополичий округ в Северной Америке, от переговоров с архипископом Вениамином уклонился. Определением Священного Синода №61 от 16 августа 1933 митрополит Платон, как учинивший раскол, был запрещён в служении. 22 ноября 1933 определением Священного Синода №92 владыка Вениамин назначен архиепископом Алеутским и Северо-Американским, также вступило в действие имевшее условный характер определение Священного Синода от 22 марта 1933 г. №29 "О поручении Архиепископу Вениамину управления Северо-Американской епархией".
Начиная свою деятельность в качестве экзарха Русской Церкви в Северной Америке, владыка Вениамин столкнулся с крайне неприязненным отношением со стороны многих православных верующих, подавляющее большинство которых поддержало митр. Платона, и подвергался публичным оскорблениям со стороны раскольников.
14 июня 1938 года возведён в сан митрополита «ввиду особого положения нашей маленькой епархии в Америке перед лицом воинствующих раскольников, а также в воздаяние самоотверженной готовности, с какой Преосвященный экзарх наш несёт тяжкие лишения, труды и поношения» (Указ от 14.06.1938, № 555)
К концу служения митрополита Вениамина в Северной Америке (1947) американский Экзархат Русской Православной Церкви насчитывал около 50 приходов.
Начиная свою деятельность в качестве экзарха Русской Церкви в Северной Америке, владыка Вениамин столкнулся с крайне неприязненным отношением со стороны многих православных верующих, подавляющее большинство которых поддержало митр. Платона, и подвергался публичным оскорблениям со стороны раскольников.
14 июня 1938 года возведён в сан митрополита «ввиду особого положения нашей маленькой епархии в Америке перед лицом воинствующих раскольников, а также в воздаяние самоотверженной готовности, с какой Преосвященный экзарх наш несёт тяжкие лишения, труды и поношения» (Указ от 14.06.1938, № 555)
К концу служения митрополита Вениамина в Северной Америке (1947) американский Экзархат Русской Православной Церкви насчитывал около 50 приходов.
Вторая Мировая война
После нападения Германии на Советский Союз выступал на пропагандистских мероприятиях с призывами к русской эмиграции забыть разногласия и оказывать помощь СССР.
22 июня 1941 года в храме Серафимовского подворья Русской Церкви в Нью-Йорке отслужил молебен Всем Святым, в земле Российской просиявшим, «о даровании русскому народу победы» над нацистами.
2 июля 1941 года выступил на митинге в Мэдисон Сквер Гарден. В своей речи владыка, в частности, сказал:
Был избран Почётным председателем Русско-американского Комитета помощи России и получил право в любое время суток входить с докладом к президенту США.
Летом 1943 года состоялась встреча митрополита Вениамина с Генеральным консулом СССР в США Евгением Киселёвым, по совету которого Владыка написал автобиографические очерки «На рубеже двух эпох».
22 июня 1941 года в храме Серафимовского подворья Русской Церкви в Нью-Йорке отслужил молебен Всем Святым, в земле Российской просиявшим, «о даровании русскому народу победы» над нацистами.
2 июля 1941 года выступил на митинге в Мэдисон Сквер Гарден. В своей речи владыка, в частности, сказал:
Я не политик, а простой наблюдатель. Но всякий знает, что момент наступил самый страшный и ответственный для всего мира. Можно и должно сказать, что от конца событий в России зависят судьбы мира. И особенно — рабочего мира. Пусть не думают, что я думаю о какой-то политической партии! Нет! Но о младшем брате нужно думать. И в России думают о нем и живут для него, как умеют. И потому нужно приветствовать намерение Президента и других государственных мужей о сотрудничестве с Россией в самый ближайший момент и во всякой форме.Возглавлял работу Медицинского комитета помощи России, собиравшего средства и медикаменты для нужд Красной армии; был активистом Международного комитета помощи России, Национального славянского конгресса.
— Речь митрополита Вениамина (Федченкова) в Мэдисон-Сквер-Гарден, г. Нью-Йорк, 02.07.1941
Был избран Почётным председателем Русско-американского Комитета помощи России и получил право в любое время суток входить с докладом к президенту США.
Летом 1943 года состоялась встреча митрополита Вениамина с Генеральным консулом СССР в США Евгением Киселёвым, по совету которого Владыка написал автобиографические очерки «На рубеже двух эпох».
Возвращение
В декабре 1944 митрополит Вениамин получил приглашение прибыть в Москву для участия в Поместном Соборе 1945 года, созываемого для избрания Патриарха Московского и всея Руси после смерти патриарха Сергия.
В январе 1945, спустя почти четверть века, владыка Вениамин прибыл на территорию России.
31 января - 2 февраля 1945 участвовал в Поместном Соборе Русской Православной Церкви в Москве, выборах и интронизации патриарха Алексия I, после чего вернулся в США. На Соборе впервые после 1920 г. встретился с сестрой Надеждой Афанасьевной (ум. после 1955) — вдовой умершего в 1940 настоятеля храма Тихвинской иконы Божией Матери в селе Алексеевском о. Фёдора Шебалина, с которой после эмиграции из России не только не встречался, но и не переписывался[7].
30 июня 1945 года получил гражданство СССР.
21 августа 1947 назначен митрополитом Рижским и Латвийским.
12 (по другим данным - 18) февраля 1948 митрополит Вениамин окончательно вернулся на Родину.
25 февраля 1948 совершил в Рижском кафедральном соборе Рождества Христова своё первое богослужение в качестве главы Рижской епархии.
В июле 1948 участвовал в торжествах по случаю 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви.
С 6 ноября по 15 декабря 1948 вновь отслужил сорок литургий, записав свои мысли в дневник, ставший известным под названием "Сорокоуст на Родине".
14-16 июля 1950 возглавил юбилейные торжества, посвященные 100-летию Рижской епархии. 16 июля выступил с докладом "Современное положение Православия в Латвии".
За время управления Рижской кафедрой добился разрешения на издание бюллетеня Рижской епархии "Вести", подготовил к открытию двухлетние пастырские курсы, устроил в Дубултах под Ригой скит (под видом архиерейской дачи) с храмом св. равноапостольного князя Владимира, где летом совершал богослужения[8].
В Латвии имел конфликты с местным уполномоченным Совета по делам РПЦ. Пришёл к выводу об отсутствии свободы для Церкви в СССР, о чём заявил заместителю председателя Совета С.К. Белышеву[9]. По требованию властей был смещён с Рижской кафедры.
27 марта 1951 назначен митрополитом Ростовским и Новочеркасским. С 8 февраля 1954 именовался митрополитом Ростовским и Каменским[10]. За годы пребывания на Ростовской кафедре сблизился с архиеп. Лукой (Войно-Ясенецким).
28 ноября 1955 назначен митрополитом Саратовским и Балашёвским (с 26.12.1957 — митрополит Саратовский и Вольский).
В Совет на митрополита поступали многочисленные доносы; в конце 1956 года расматриваля вопрос о возбуждении против него уголовного дела.
20 февраля 1958 митрополит Вениамин был уволен на покой с пребыванием в Псково-Печерском монастыре.
В январе 1945, спустя почти четверть века, владыка Вениамин прибыл на территорию России.
31 января - 2 февраля 1945 участвовал в Поместном Соборе Русской Православной Церкви в Москве, выборах и интронизации патриарха Алексия I, после чего вернулся в США. На Соборе впервые после 1920 г. встретился с сестрой Надеждой Афанасьевной (ум. после 1955) — вдовой умершего в 1940 настоятеля храма Тихвинской иконы Божией Матери в селе Алексеевском о. Фёдора Шебалина, с которой после эмиграции из России не только не встречался, но и не переписывался[7].
30 июня 1945 года получил гражданство СССР.
21 августа 1947 назначен митрополитом Рижским и Латвийским.
12 (по другим данным - 18) февраля 1948 митрополит Вениамин окончательно вернулся на Родину.
25 февраля 1948 совершил в Рижском кафедральном соборе Рождества Христова своё первое богослужение в качестве главы Рижской епархии.
В июле 1948 участвовал в торжествах по случаю 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви.
С 6 ноября по 15 декабря 1948 вновь отслужил сорок литургий, записав свои мысли в дневник, ставший известным под названием "Сорокоуст на Родине".
14-16 июля 1950 возглавил юбилейные торжества, посвященные 100-летию Рижской епархии. 16 июля выступил с докладом "Современное положение Православия в Латвии".
За время управления Рижской кафедрой добился разрешения на издание бюллетеня Рижской епархии "Вести", подготовил к открытию двухлетние пастырские курсы, устроил в Дубултах под Ригой скит (под видом архиерейской дачи) с храмом св. равноапостольного князя Владимира, где летом совершал богослужения[8].
В Латвии имел конфликты с местным уполномоченным Совета по делам РПЦ. Пришёл к выводу об отсутствии свободы для Церкви в СССР, о чём заявил заместителю председателя Совета С.К. Белышеву[9]. По требованию властей был смещён с Рижской кафедры.
27 марта 1951 назначен митрополитом Ростовским и Новочеркасским. С 8 февраля 1954 именовался митрополитом Ростовским и Каменским[10]. За годы пребывания на Ростовской кафедре сблизился с архиеп. Лукой (Войно-Ясенецким).
28 ноября 1955 назначен митрополитом Саратовским и Балашёвским (с 26.12.1957 — митрополит Саратовский и Вольский).
В Совет на митрополита поступали многочисленные доносы; в конце 1956 года расматриваля вопрос о возбуждении против него уголовного дела.
20 февраля 1958 митрополит Вениамин был уволен на покой с пребыванием в Псково-Печерском монастыре.
Последние годы жизни
Проживая в монастыре, совершал, когда позволяло состояние здоровья, богослужения и проповедовал в монастырских храмах, писал на различные духовные темы и редактировал написанное ранее.
Незадолго до кончины лишился дара речи.
4 октября 1961 владыка Вениамин скончался.
Отпевание совершил архиепископ Псковский и Порховский Иоанн (Разумов) с собором духовенства в Сретенском храме Псково-Печерского монастыря.
Похоронен в пещерах монастыря.
В настоящее время Псково-Печерский монастырь ходатайствует о причислении к лику святых митрополита Вениамина
Незадолго до кончины лишился дара речи.
4 октября 1961 владыка Вениамин скончался.
Отпевание совершил архиепископ Псковский и Порховский Иоанн (Разумов) с собором духовенства в Сретенском храме Псково-Печерского монастыря.
Похоронен в пещерах монастыря.
В настоящее время Псково-Печерский монастырь ходатайствует о причислении к лику святых митрополита Вениамина
Комментариев нет:
Отправить комментарий