суббота, 14 июня 2008 г.

Инспектор Детектор против наркотиков

Дорогие друзья,

Сегодня я хочу поговорить с вами на весьма актуальную тему — на тему пропаганды наркотиков в кинематографе.

Дельцы Голливуда не гнушаются никакими средствами, стремясь выжать максимум прибыли из своих дорогостоящих киноподелок. Из года в год километры киноплёнки изливают на нас нескончаемые потоки насилия и лицемерия, секса и ханжества. Но недавно работники «фабрики грёз» посягнули на самое святое: на наших детей.



илл. 1


Ни для кого не секрет, что синтетические одурманивающие вещества, так называемые «психоделики», широко распространены в тлетворной атмосфере североамериканской киноиндустрии. Бедарные по своей природе, деятели Голливуда пытаются компенсировать свою бесталанность, перенося на экран извращённые видения, являющиеся им в наркотическом бреду.

Эксперты подтвердили, что визуальный ряд и композиционная структура недавно вышедшего на экраны кинофильма «Гонщик Скорость» (Speed Racer) воспроизводят типичную «кислотную экскурсию» (от англ.: acid trips, где под «кислотой» понимается диэтиламид лизергиновой кислоты (ЛСД) — сильнейшее пероральное психотропное средство).

Обоснуем эту точку зрения на конкретных примерах.





илл. 2
Обычно время воздействия ЛСД с момента употребления наркотика составляет несколько часов. В течение первых 30-40 минут наркотик усваивается организмом: всё это время наркоман остаётся трезвым, но при этом он живёт ожиданием неизбежного «трипа» — бредового помутнения сознания, сопровождаемого визуальными и акустическими галлюцинациями и часто полнейшей потерей чувства реальности. Постепенно, по мере растворения наркотика в крови, наркоман замечает неясные, едва заметные изменения в окружающей обстановке. К/ф «Гонщик Скорость»: в начале ленты мы видим юного героя на школьной скамье, где тот, вместо того, чтобы прилежно учиться, грезит о ярких, фантастических гонках, в которых не действуют законы физики, в которых самая геометрия пространства оказывается вывернутой наизнанку. (Помимо всего прочего, это ещё и прямая пропаганда против образования: ведь главный герой-недоучка становится вполне успешным спорсменом.)






илл. 3
Кислотный «трип» часто начинается неожиданно: стоит сменить обстановку, выйти в другую комнату или на балкон — и наркоман погружается в липкое болото «изменённого сознания»: предметы неожиданно терят форму, происходит потеря чувства пространства и времени. Мир вокруг переливается сюрреалистическими «кислотными» красками, звуки кажутся искажёнными и обработанными электронными фильтрами. Самые чувства пространства и времени — эти основы основ личностного восприятия — как бы меняются местами. После школы, помещения которой выполнены в сдержанной, реалистичной манере, юный Скорость выходит на улицу. На него обрушивается поток непереносимо ярких красок, аляповатых механизмов и невозможных в реальности зданий. В этой обстановке он катается по спортивной трассе со своим братом, который, очевидно, и приобщает молодого героя к наркотической «культуре».






илл. 4
Наркотик воздействует на органы чувств, в результате чего отдельные предметы, горы или здания воспринимаются как бы «плавающими» независимо друг от друга, в то время как на самом деле они остаются на своих местах неподвижно. В фильме широко использованы комбинированные съёмки: ближний, средний и дальний планы в некоторых сценах сняты мобильными камерами, каждая из которых передвигается по своей траектории. В результате совмещения кадров на одном плане весьма убедительно воспроизводится наркотический эффект «плавающего» пространства.






илл. 6
Другой визуальный эффект сопровождается появлением так называемых «фракталов»: кристаллоаморфных геометрических фигур, которые как бы проступают сквозь привычные предметы. Часто под воздействием наркотика границы телевизионного экрана или висящей на стене картины перестают детектироваться: возникает ощущение, что изображение с экрана заполняет всё пространство вокруг. В фильме с настораживающим постоянством повторяется монтажный приём, при котором высокотехнологичные, фантастичные интерьеры как бы окутывают героев, и какая-то часть индикационного экрана или чертежа неожиданно заполняет всё поле зрения. При этом изображение на таком экране или чертеже столь же вызывающе сюрреалистично, сколь и неинформативно. Оно и понятно: ни один человек под воздействием психотропного наркотика не только не в состоянии читать чертежи, но зачастую даже не способен досчитать без ошибок до десяти.






илл. 7
Как правило, воздействие ЛСД протекает неравномерно. Визуальные эффекты следуют т.н. «волнами», сменяясь периодами относительного спокойствия: обессиленного наркомана окутывает ватная тишина, на какое-то время он в состоянии воспринимать реальность — впрочем, она часто кажется ему пугающе нереальной. Точно такие же «волны» можно проследить в монтаже фильма: безумные, яркие, нереальные сцены автомобильных состязаний или погонь чередуются с долгими диалогами в спокойной обстановке. Впрочем, «спокойствие» это весьма относительно: в каждую такую сцену съёмочная группа добавляет пугающие зрителя штрихи: кровожадных пираний, жестокий ливень или «пульсирующий» задний план (см. илл. № 2). С поистине иезуитской изобретательностью зрителю постоянно напоминают, что его «трип» далёк от завершения.






илл. 8
Реакция находящегося в состоянии «кислотного» опьянения человека заметно снижается, в то время как острота восприятия, наоборот, — повышается. Поэтому происходящие вокруг события он часто видит как непонятное мельтешение, при этом подсознательно ощущая, что каждое из этих событий осмысленно. Наркоману кажется, что время вокруг «замирает» или, наоборот, «ускоряется». Фильм смонтирован в т. н. «клиповой» манере: утомительная вереница хаотичных стремительных сцен чередуется замедленной (рапидной) съёмкой. Конечно же, ни то, ни другое не соответствует принципам реалистического искусства.






илл. 8
Под воздействием психоделических наркотиков окружающие предметы часто кажутся фантастичными: они приобретают не свойственные им гротесковые черты, часто забавные, но иногда и пугающие. При этом они могут сохранять свою функцию: автомобиль будет ехать, холодильник будет охлаждать, часы будут тикать и производить время. Очевидно, что в кричаще-бесвкусных декорациях «Гонщика Скорость» внешний вид каждого предмета намеренно доведён до абсурда. Характерный пример — показанная на илл. 8 сцена, в которой гипертрофированный тягач в безумной и опасной гонке несётся вдоль обрыва. Разумеется, ни таких автомобилей, ни таких дорог в реальной жизни встретить невозможно, хотя и грузовики, и горные шоссе встречаются в изобилии.






илл. 9
Характернейшей чертой, в каком-то смысле даже «визитной карточкой» ЛСД считается широко рекламируемый эффект т.н. «неба в алмазах»: источники света, попадающие в поле зрения наркомана, кажутся переливающимися и волнообразно меняющими яркость. Жаргонное название этого эффекта произошло от того, что сильнее всего он проявляется на звёздном небе. (Опасаясь жёсткой реакции общества, лизергиновые наркоманы отваживаются покидать помещение только по ночам, в то время как днём они трусливо отсиживаются по своим норам и притонам.) Представленные здесь илл. 9 и 10 не нуждаются в комментариях. Отметим только, что визуальный эффект «неба в алмазах» сопровождает в фильме сцены, которые по «сюжету» являются наиболее радостными или волнительными. Такой циничный приём широко использется в западной киноиндустрии и средствах массовой информации и пропаганды. В данном случае молодого зрителя как бы «программируют» на то, что состояние наркотического опьянения — это радостное состояние, состояние победы и успеха. В финале картины все маски сброшены. Избегающие ЛСД и сохраняющие чувство реальности враги «гонщика Скорость» побеждены, разорены или оказываются за решёткой, а сам герой-победитель на вершине ликования погружается в финальные, самые сильные волны наркотического транса. Пожилой диктор-негр обращается к зрителям с экрана: «Это новый мир, детка!».


илл. 10


Также отметим, что в англоязычном названии фильма (Speed Racer) использовано жаргонное наименование стимуляторов группы амфетаминов: speed (скорость). Эти стимуляторы пробуждают в человеке жажду неуёмной деятельности, зачастую бессмысленной: находясь «под спидами», люди моют чистую посуду, расставляют в шкафу книги по алфавиту, пересаживают (меняют местами) грядки картофеля и моркови и — гоняют на машинах. Не правда ли, подходящее название для фильма про гонщика-наркомана?

Я обращаюсь к детям. Подумайте о будущем! Не дайте соблазнить себя красивыми картинками, откажитесь от похода на сеанс к/ф «Гонщик Скорость»!
Я обращаюсь к родителям. Подумайте о будущем ваших детей! Предпочтите киносеансу отдых на природе или поход в музей или просто проведите с вашим ребёнком воспитательную беседу.
Я обращаюсь к кинопрокатчикам и владельцам кинотеатров. Снимите с проката эту тлетворную разлагающую поделку! Продавая билеты на к/ф «Гонщик Скорость», вы наживаетесь на здоровье и будущем наших детей!

Ударим стопроцентным бойкотам по коварным замыслам североамериканской кинематографической наркоманщины!

Спасибо за внимание.

Комментариев нет: