3 июня участники инициативной группы «За гуманное образование» провели пикет около здания Министерства образования , посвященный проблеме многочисленных нарушений при проведении опытов на животных в российских ВУЗах и бездействию должностных лиц Министерства.
Крайними в сложившейся ситуации оказываются студенты, права которых никак не защищены.Несмотря на их неоднократные обращения , в том числе к министру Фурсенко, ситуация остается плачевной. Практически во всех биологических и ветеринарных ВУЗах на протяжении многих лет проводятся опыты, нарушающие действующие правила обращения с экспериментальными животными: при жестких опытах, ведущих к смерти животных, не применяется наркоз;отсутствует гуманная эвтаназия животных; методические разработки не соответствуют ни современным этическим представлениям, ни действующим Правилам; животные в вивариях зачастую содержатся в плохих условиях; проведение многих экспериментов неоправданно; кроме того, отчисляются студенты, отказавшиеся участвовать в жестоких опытах.
После вынесенного ректору МГУ предписания Рособрнадзора по устранению нарушений в марте 2008 г. в МГУ в связи с внезапно «назревшей необходимостью» была создана комиссия по биоэтике. Председатель комиссии наметил ряд прогрессивных шагов, которые совпадают с позицией нашей группы,остается надеятся ,что они не останутся только на бумаге.
Отсутствие таких комиссий в ВУЗах и при Министерстве образования привело к тому, что нарушения считаются нормой, а возмущенные студенты подвергаются давлению и даже репрессиям со стороны администраций ВУЗов.
Так, студентки ДальГау Юлия Ананьева и Лена Кочерга отказались проводить жестокие опыты на отловленных собаках и кошках. В результате скандала, незаконные опыты были прекращены, но одна из студенток была отчислена и была вынуждена перейти в Санкт-Петербургскую ветеринарную академию, в которой неиспользуются негуманные методы. В цивилизованных странах(и в некоторых наших учебных заведениях) студенты не калечат здоровых животных. Для получения навыков препарировани они используют трупы животных, умерших естественной смертью, а также ассистируют специалистам в клиниках и приютах для животных.
После окончания акции студенты решили поговорить с начальником отдела департамента госполитики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Ремаренко И. М., но секретарь отказала во встрече, сославшись на сильную занятость чиновника, пообещав, что им перезвонят. Позже студентам действительно перезвонили, чтобы договорится о встрече с представителями группы в течение недели
2 и 3 июня участники группы "За гуманное образование" провели акции в Санкт-Петербурге , Петрозаводске и Нижнем Новгороде,в ходе которых раздавались листовки. Учащиеся с интересом брали листовки, и шли на диалог. Среди активистов присутствовали студентки Санкт-Петербургской ветеринарной академии, студентки биофака ННГУ
P.S. Мы выступаем за гуманизацию учебного процесса и активное участие студентов в обсуждении важных проблем и принятии решений. В качестве удачного примера можно привести биофак МГУ, где благодаря активной деятельности группы удалось добиться уменьшения количества используемых животных (в последнем семестре на практикуме по биохимии для ряда кафедр животные не использовались ), возвращения курса биоэтики и создания межфакультетской комиссии по биоэтике.
За что борется группа «За гуманное образование» ?
Студенты биологических и ветеринарных ВУЗов хорошо представляют, что за специальности они выбрали. Никто не отрицает, что в некоторых областях науки без опытов на животных обойтись нельзя. Но также очевидно, что практика повсеместных нарушений правовых и этических норм недопустима.
Если преподаватели не знают или замалчивают «Правила проведения работ с использованием экспериментальных животных»,то неудивительно, что студенты не знают о нарушениях происходящих во время практикумов (например когда лаборант уверяет их в том, что животное находится в анабиозе, поэтому ему не больно ,хотя при этом оно активно сопротивляется). Более того, все-таки столкнувшись с нарушениями студентам некуда обратиться. Общеизвестны печальные примеры Романа Белоусова и Юлии Ананьевой, отчисленных за активную позицию в вопросе соблюдения норм гуманности и действующих Правил. В данный момент, можно выделить следующие основные системные нарушения в ВУЗах биологической направленности:
Отсутствие предварительно обезболивания (наркоза) и гуманной эвтаназии (на физиологии человека и животных живым лягушкам отрезают лапки или вынимают сердце, в ходе биохимических и изотопных практикумов мышам разрываются шейные позвонки, а крысам ножницами отрезается голова)
Несоответствие методических разработок и учебной программы вышеупомянутым Правилам.
При ВУЗах и при Министерстве образования отсутствуют комиссии по биоэтике (за исключением только что созданной комиссии в МГУ), хотя они должны были быть созданы еще в 1984 г. Это привело к тому, что вопросы гуманного обращения с животными во время экспериментов и хорошего содержания их в вивариях не рассматривались. Поэтому в данный момент эти проблемы остро стоят в большинстве учебных заведений
Кроме того, отсутствует дифференцированный подход к подготовке студентов, в результате чего, к примеру, ботаников и микробиологов заставляют участвовать в опытах наравне с физиологами животных, хотя их специализация вообще не предусматривает работы с животными (не секрет, что при выборе кафедры для многих важным является вопрос, что будущая специальность не связана с опытами на животных). Важность данной проблемы уже отметила комиссия по биоэтике МГУ
- Не рассматриваются вопросы минимизации количества используемых животных. Например, возможна замена объекта исследований с животного на растительный(распределение изотопной метки по фракциям остается тем же) на практикуме по изотопам Также совсем не обязательно убивать лаб.животных чтобы сделать гомогенат из мыщечной ткани - можно брать трупы животных других экспериментов. Для этого нужно лишь скоординировать работу кафедр
Не внедряются инновационные методы.. Немалые средства тратятся на закупку лабораторных животных
Министерство образования бездействует: игнорирует как обращения студентов, так и собственные нормативные документы.
Университеты существуют в первую очередь для студентов, но студенческое самоуправление остается только на бумаге: студенты практически беззащитны перед вузовской бюрократией, не участвуют в принятии решений влияющих на жизнь своих факультетов
Комментариев нет:
Отправить комментарий